Когда
мы говорим, что знаем, как можно «заработать миллионы», да еще и в сфере
дошкольного образования, то понимаем, что это поражает воображение,
воспринимается как шутка или фантазия. Но в данном случае мы ведем разговор не
только о деньгах. Речь пойдет о том, насколько важно сегодня изучать законы
бизнеса, осваивать рыночные отношения, чтобы стать конкурентоспособным в сфере
услуг, к которой относится и дошкольное образование.
Используя
опыт бизнесменов и помощь высокопрофессиональных консультантов, любое
дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) может провести серьезные
маркетинговые исследования для изучения сильных и слабых сторон своей организации,
выявить преимущества своих конкурентов и разработать конкретную стратегию
развития. А успешная стратегия выстраивается в процессе творческого
взаимодействия целеустремленных управленцев, профессионалов маркетинга и
конкретного коллектива.
Вот
тут-то и возникает первый миллион — идей,
задумок, замыслов, и вы уже открываете для себя миллион возможностей для
развития педколлектива, материальной базы, услуг, детей. Чуть позже появится
реальная возможность обрести благодарных потребителей и заинтересованных
спонсоров, что позволит со временем привлечь в оборот реальные миллионы рублей
в дополнение к государственной поддержке, которая компенсирует существенную
часть затрат ДОУ — на
заработную плату персонала, коммунальные услуги, но не обеспечивает средств на
развитие.
Ни
для кого не секрет, что большинство дошкольных учреждений в стране сегодня
находятся в плачевном состоянии, надеются лишь на государственное
финансирование. Уверена, помощь государства в тех масштабах, которую имели
наши детские сады 15 —20 лет
назад, — это уже
иллюзия. Нужно смотреть правде в глаза: полное обеспечение всех детских садов
для государства сегодня уже непосильная ноша. Детский сад должен обеспечивать:
четырёхразовое питание всех детей, медобслуживание, спальни, прачечные,
современное игровое, учебное оборудование и оснащение, современный дизайн
здания, его территорий и многое другое. Надо признать, что это вылетает в
такую «копеечку», что не каждому и очень состоятельному государству по карману.
К примеру, приличный американский детский сад принимает ребенка на 3 —4 часа,
одноразовое питание — свой сухой домашний паек (бутерброд и чай), никаких вам
спален — отдохнут одетые на надувных матрасиках в затемненной комнатке,
никаких программ — уход, присмотр и игры детей с приходящим воспитателем-совместителем.
Но оплата за ребенка в месяц в сравнении с нашим 12-часовым детским садом в
четыре раза выше. Мы все привыкли к такому положению дел и считаем это нормой.
А если разумно
рассудить, то реально государство сможет содержать только часть детских садов
для самых социально незащищенных слоев населения, и то по минимуму. А если дошкольное
учреждение претендует на большее, хочет стать уникальным, неповторимым,
интересным для своего потребителя,то для этого
уже сегодня надо учиться говорить с бизнесом на«ты»!
Завтра будет поздно, потому что быстро найдутся те, ктозахочет прибрать ваш детский сад к рукам и сделать
из него «конфетку», но уже без вас (я о снятии моратория на приватизациюдетских садов —
если
это случится). В другом случае детский садмогут
просто выкупить и перепрофилировать для своих нужд,такое тоже случается. Поэтому в данной книге мы
стремимсяпоказать думающим руководителям
ДОУ, что действовать оченьважно сейчас.
Занимая активную жизненную позицию, действуя,вы
сможете заработать деньги на развитие своей организации,сохранить рабочие места для педколлектива и стать
успешными в сфере бизнеса и услуг. Другого пути сейчас просто нет. Используйте
опыт успешного бизнеса, обращайтесь к бизнес-консультантам, знающим, как можно
преуспеть, используйте нашопыт — и у вас
все получится!
Эта книга
написана двумя авторами: профессиональнымконсультантом
Ковтуновым Сергеем Павловичем (далее по тексту: С. П.), автором новой
оптимально-индивидуальной философии развития бизнеса, и одним из самых
интересных и успешныхзаведующих
ДОУ, отличником народного просвещения РублевойГалиной
Александровной (далее по тексту: Г. А.). Текст оформленв виде взаимного интервью с целью сочетания
консалтинговой иуправленческой,
а также педагогической и бизнес точек зрения.
Г.
А.: Искать
новые формы деятельности дошкольного учреждения нас заставила сама жизнь.
Кризисные ситуации, в которые часто попадают дошкольные учреждения, давно уже
не редкость, когда штаты его сокращаются, а самому ему грозит ликвидация.
В
одной из подобных ситуаций оказались и мы, новый муниципальный детский сад в
самом престижном районе Красноярска. К началу учебного года в сентябре 1998
года ДОУ впервые
не удалось укомлектоваться детьми. Более того, в связи с кризисом наметился
отток детей из детского сада. Под угрозой закрытия оказались три группы. До
этого времени, работая в условиях эксперимента «Развитие творческих
способностей детей», мы получали хорошие государственные дотации, и все
занятия, в том числе дополнительные, родителям не стоили ни копейки.
Когда
же начались проблемы с финансированием — закончился
и наш эксперимент, а следовательно, назрела угроза сокращения штатных единиц.
Вот тогда-то многим родителям услуги детского сада показались довольно дорогими.
Кружки и секции, многочисленные экскурсии на предприятия и учреждения города,
посещение музеев, театров, выставок, оздоровительные мероприятия — все это теперь стоило денег,
родительских денег. Многие семьи понимали, что такую финансовую нагрузку они не
выдержат и забирали детей из нашего сада.
И других
причин было много:
•экономический
кризис в стране с повышением цен на товары первой необходимости;
•задержка
заработной платы в бюджетной сфере на 3 —4 месяца;
•рядом
открылся новый детский сад с бассейном.
Очень
характерная ситуация, когда «беда не приходит одна».
Кризисная
ситуация в ДОУ грозила сокращением штатов. Для людей это всегда болезненно.
Нужно сказать, к этому времени
в дошкольном
учреждении уже сформировался профессиональный и грамотный коллектив педагогов.
Я
собрала общее родительское собрание и обратилась к родителям за помощью. Прямо
и честно рассказала им о создавшемся положении дел в дошкольном учреждении.
Вопрос ставился конкретно: «Какие группы совмещать и кого из воспитателей
сокращать?». Никто из родителей десяти групп не хотел терять своих
воспитателей, все доказывали, что воспитатели их группы самые лучшие.
После
долгих обсуждений на этом собрании большинством голосов было принято решение:
«Группы не расформировывать, воспитателей не трогать, установить дополнительные
отчисления для родителей на содержание сокращенных единиц воспитателей и их
помощников».
С. П.:
Это один из ярких примеров приверженности родителей своему ДОУ
Г.
А.: Все
присутствующие на собрании взяли на себя обязательство привлечь в свой детский
сад новых детей. Благодаря им мы получили приток детей из разных районов города.
Мы были бесконечно благодарны родителям за их помощь и поддержку. Как
говорится, «нет худа без добра».
Чуть
позже решить проблему нам все же помог наш районный отдел образования. Нам
предложили открыть две группы для детей с речевыми проблемами. Это было и неожиданно,
и очень ответственно для развивающего детского сада, но тогда это был выход.
Вопрос комплектации ДОУ был решен, штаты сохранены.
Кажется,
нам повезло, и эта история закончилась благополучно. Но тогда я поняла, что в
условиях рыночных отношений нет гарантии, что завтра не произойдет подобной
ситуации. Должен же быть какой-то выход — думала
я. Однако непросто было «изнутри» объективно оценить сложившуюся ситуацию:
как бы ни хотелось быть объективными, не всегда можно самим увидеть свои
недочеты. Да и ситуация такого резкого негативного влияния экономического
кризиса на дошкольное образование была нова. Поэтому, чтобы иметь целостную,
правдивую картину происходящего, необходимо было не только учесть мнение
коллектива и работников сферы образования, но и посмотреть на себя «со
стороны».
И как ответ
на мой вопрос ко мне в кабинет постучались и вошли супруги Ковтуновы — Сергей Павлович и Ольга
Сергеевна, родители двух обаятельных малышей, которые посещают наш детский
сад. После родительского собрания они обсудили ситуацию дома и пришли
предложить мне свою помощь. Надо сказать, что чета Ковтуновых — высокопрофессиональные
специалисты в области маркетинга и психологии. Тогда я поняла, как здорово мне
в жизни везет на хороших людей. Они предложили мне разработать стратегию развития для нашего детского сада.