Приветствую Вас ГостьЧетверг, 09.05.2024, 01:30

Заработать миллионы, управляя детсадом!


Главная » 2010 » Ноябрь » 16 » Управление развитием в условиях рынка
13:14
Управление развитием в условиях рынка
Маркетинговая стратегия в ДОУ, или как выживать в условиях рынка.

Маркетинг - современная система управления, основанная на комплексном анализе рынка, услуги, команды и окружения.

Г.А.:  Совместимы ли понятия «детский сад» и «маркетинговая стратегия»? Прошло двенадцать лет, теперь могу сказать, что да, совместимы.

С.П.:  Действительно, даже для меня, профессионально занимающегося маркетингом, была необычной идея предложить детскому саду стратегию развития на основе рыночного понимания ситуации. Более привычной сферой применения маркетингового подхода казался бизнес производственный, коммерческий. Идея родилась у Ольги Сергеевны.

В результате каждого нашего стратегического планирования развития бизнеса мы, как психологи- консультанты, совместно с нашими клиентами добивались ясного понимания, что же сейчас происходит на их рынке и что именно им сейчас необходимо делать, откуда можно ждать следующий кризис. Полная ясность (или, как говорят психологи, «завершенный гештальт») – это было как раз то состояние, которого не хватало заведующей детского сада Галине Александровне. Тогда и родилась идея предложить разработать маркетинговую стратегию для образовательного учреждения.

В 90-х годах большинство российских граждан считало, что маркетинг – это что-то зарубежное, чужое, сложное. А стратегический маркетинг вообще что-то мистически запредельное. Но, по большому счету, каждый человек в своей обычной деятельности очень часто использует этот стратегический маркетинг. Я уверен, что сегодня каждый руководитель задает себе вопросы, на которые маркетинговая стратегия как раз и отвечает. В отношении дошкольного образовательного учреждения это могут быть вопросы: «Что именно хотят родители и дети от вашего детского сада?», «Какие именно преимущества имеет ваш детский сад перед другими?», «Как это донести до своих потребителей?», «Где найти именно своих потребителей (родителей и детей)?», «Какие преимущества детского сада развивать в первую очередь?». Если  для руководителя это становится очевидным, то действовать в любой ситуации - а особенно в ситуации кризиса - становится легко.

Это как в пословице: «Среди слепых и одноглазый король». Тот, кто видит, куда идти, действует более успешно.

С таким предложением мы и пришли к Галине Александровне.

Г.А.:  Мне объяснили, что кризис «неожиданности» подобный нашему, - это закономерное явление в рыночных условиях и чтобы этого избежать в будущем, нужно разработать стратегию развития ДОУ. Это позволит не только структурировать ситуацию внутри организации, но и даст понимание, куда и как нужно двигаться в условиях рынка. Тогда и неожиданности будут ожидаемы.

Каждая заведующая ДОУ понимает, что существует конкуренция на рынке образовательных услуг. Но если сегодня ничего не предпринимать, завтра твоя организация может оказаться «за бортом» - дети уйдут в другой детский сад, а коллектив останется без работы.

Простраивая стратегию развития своего ДОУ совместно со специалистами маркетинга, я усвоила, что главным для нас является удовлетворение ожиданий потребителя (родителей, ребенка). Только он решает, покупать или не покупать наши услуги, от него зависит благополучие ДОУ.

Общественность предъявляет к нам свои требования: не только родители, но и РУО, ГОРОНО, СЭС, ПЧ... - они тоже влияют на развитие учреждения. И все вместе они решают - быть ему или не быть, и если быть, то – каким?

Управление развитием 

С. П.:
Дошкольным учреждениям необходимо осоз­нать, что они оказались в рыночных отношениях, как и вся образовательная система. Поэтому имеет смысл не просто разрабатывать стратегию образовательной организации, а разрабатывать её рыночную стратегию. Давайте назовем её маркетинговой стратегией. Вся стратегия маркетинга должна ориентироваться на самые главные факторы рын­ка, влияющие на существование организации. Для детских образовательных учреждений их четыре. Как бы на этих четырех ножках будет держаться ваше положение на рынке образовательных услуг. Это как кресло, на котором вы си­дите: если все ножки равномерно «учтены» в стратегии, то и положение будет устойчивым. А если любая из них «отре­зана», то положение на рынке неустойчивое, можно ждать неожиданностей.

На Западе маркетинговая стратегия бизнес-органи­заций ориентируется в основном только на два фактора: запросы потребителя и конкуренцию. Их важность оче­видна и для любого российского руководителя. Но детские сады никогда не ориентировались на эти факторы в своем развитии. Но, тем не менее, они развивались. Какие тог­да еще факторы влияют на движение детских садов? Мы, консультанты, работающие всегда очень индивидуально с каждым клиентом, с каждым бизнесом, должны были об­наружить эти «движущие силы» образовательного рынка. Исследовав механизмы принятия решения в детских садах, мы обнаружили четыре основных влияющих фактора, два из которых в российских условиях традиционно были бо­лее значимы.

Первый факторожидания общественности, таких субъектов, как районные отделы образования, разработчиков программ обучения, коллег и так далее. Именно этому ближай­шему окружению кажется, что они-то знают, как необходимо образовывать, воспитывать детей, то есть предоставлять услу­гу. Ведь для этого написаны целые библиотеки научных трудов, люди учатся пять лет в институтах, проводят исследования, эк­сперименты, защищают диссертации. Уж они-то должны знать лучше «необученных» родителей, чему и как обучать детей. По­этому ближайшее профессиональное окружение полноправно занимает позиции одного из важнейших факторов развития ДОУ на рынке дошкольного образования.

Как преподаватель, психолог и маркетолог, я могу поз­волить себе смотреть на эту ситуацию с разных профессио­нальных позиций. И для всех заведующих детскими садами хотел бы сделать специальный небольшой акцент на то, что этот фактор, хоть и важный, но один из нескольких. Пока вся педагогическая система была как «гранит науки», на неё одну достаточно было полагаться. Но сегодня этого «стол­па» для устойчивого выживания явно не достаточно.

Педагогическое сообщество важнейшая, но не един­ственная детерминанта развития ДОУ Что же еще, кроме бли­жайшего окружения коллег и упомянутых ранее потребителей и конкурентов, определяет конкурентоспособность ДОУ?

Два детских сада, работающие по одной программе, подотчетных одному РУО и подготовившие кадры в одном институте, могут отличаться, как небо и земля. Причина этого внутри организации. По большому счету, причина лежит в двух-трех ключевых людях, умеющих «завести» всех остальных работников.

А они, соответственно, черпают силы из какого-то идеаль­ного образа, к которому, как им кажется, всех нужно привести. А до прихода к своей мечте «покой им будет только сниться».

Важнейшим фактором, влияющим на развитие ДОУ, является «образ будущего» у ключевых руководителей. Лич­но мне симпатичен термин «мечта о будущем», так как мечта не только дает понимание, к чему стремиться, но и обладает неимоверной притягательностью и движущей силой.

Показательно, что, проводя сравнительный анализ кон­куренции, мы обнаружили в результатах исследований, что именно «решительность, активность руководителя» является одним из сильнейших преимуществ ДОУ №9, с которым мы работали. А анализ управленческой структуры подтвердил, что заведующая является именно «ключевой» фигурой. И нам как стратегическим консультантам становилось ясно, на чьи «обра­зы будущего» необходимо опираться в разработке стратегии.

Г. А.: У каждой заведующей есть своя мечта о том, ка­ким бы она хотела видеть свой детский сад, и она стремится сделать для этого все возможное.

С. П.: Это те характеристики будущего ДОУ, которые являются для данного учреждения как бы мерилом «пра­вильного пути». Практика показывает, что руководители ДОУ ежедневно занимаются «передачей» этих «критериев правильности», этих ценностей своим работникам. На каж­дой планерке, при разборе конфликтных ситуаций, при ат­тестации и поощрениях, озвученные руководителями оценки задают нормы и идеалы педагогической работы, да и просто критерии правильной работы в данном учреждении.

И эта идеологическая работа является одной из самых важных составляющих педагогической отрасли. Педагогов в течение многих лет учат, что НАДО делать с детьми, как их НАДО любить и т. д. Но практика показывает, что в каждом конкретном саду эта любовь и эти дела понимаются абсо­лютно по-разному. И эти правила любви и воспитания часто задаются руководством садика. Поэтому важно осознавать реальные идеалы, которые вы хотели бы получить в вашем реальном ДОУ

Г. А.: Успешная реорганизация любого образователь­ного учреждения возможна лишь вследствие системного подхода к этой проблеме. Успех может быть гарантирован только в том случае, когда руководитель представляет:

       четкую картину образа детского сада в будущем;

       слабые и сильные стороны учреждения управлен­ческие, финансовые, кадровые, бытовые;

       ожидания родителей (покупателей услуг) и детей (потребителей услуг);

       ожидания педагогической общественности и коллектива;

Успешная стратегия развития сада должна учитывать, как все эти ожидания могут совпадать, пересекаться и конф­ликтовать (такое тоже бывает).

С. П.: Поскольку дошкольное образование неминуемо становится рынком, то и традиционные рыночные факторы необходимо учитывать в стратегии развития ДОУ

Итак, у вашего положения будет четыре основания:

1.   Удовлетворенность потребителей (детей) и покупа­телей (родителей);

2.    Соответствие ожиданиям общественности;

3.    Реальные конкурентные преимущества;

4.   Идеальный образ будущего развития ДОУ то есть меч­та, дающая способность делать что-то более великое.


Комплексное решение проблемы

Г. А.: Все эти непростые вопросы необходимо было не только выстроить в систему и упорядочить, но и сораз­мерить с бюджетом.

Сейчас, по прошествии семи лет (книга была написана в 2005году), я понимаю, что мы выжили в то непростое время за счет своей активности и своевременной помощи и поддержки консалтинговой ком­пании «М. О. И. стратегии», благодаря новому подходу к уп­равлению в системе образования.

Если руководитель боится принимать решения и брать на себя ответственность за благополучие дела и людей, которые ему доверяют, то маркетинговая стратегия разви­тия учреждения ему не нужна. Таким образом, если сидеть сложа руки и ждать, когда кто-то решит наши проблемы, то детский сад скорее всего прекратит свое существование.

При переходе на рыночные условия важно иметь еди­номышленников в педагогической среде и коллективе роди­телей. А их можно объединить только общей целью, хорошо сформулированной и учитывающей их интересы.

Родителям я часто говорю: «Не думайте, что вы за­платили за детский сад и тем самым сняли с себя всю ответ­ственность за развитие ребенка. Только вместе мы сможем помочь ему раскрыться, поверить в себя».Детский сад развитие

Впоследствии многие родители признавались, что в семье произошла переоценка ценностей, изменились при­оритеты. Главное они начали понимать, что, быть может, семья и не приобретет лишнюю вещь для дома, но зато ре­бенок будет ходить в такой детский сад, где будут созданы условия для его полноценного развития, где ему помогут раскрыться как личности, с учетом пожеланий родителей.

Когда детский сад поднимает свою планку, он должен оправдывать ожидания всех участников образовательного процесса родителей, детей, педагогов. Когда эти ожида­ния совпадут, когда качество услуги будет понятно потреби­телю, тогда родители будут готовы платить деньги.

Начинать развитие дошкольного учреждения надо с себя, учитывая весь комплекс факторов, влияющих на от­расль дошкольного образования.

предыдущая                 

                              следующая

Просмотров: 3183 | Добавил: borninway
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

free counters
Хорошие книги
Добавь в закладки
Поиск
$SEARCH_FORM$
Форма входа
БИЗНЕС КНИГИ
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 8