Образ
будущего для ДОУ
С.
П.: Влияние
индивидуальной мечты руководителя на развитие организации огромно. Когда
человек организует бизнес или соглашается на руководство самостоятельной
организацией, он полон надежд, сил, вдохновения. В мечтах перед ним проносятся
образы будущего успеха и счастья. Эти мгновения очень привлекательны, и именно
они дают энергию и силы для организации бизнеса. Дальше эти мечты мы будем
называть «индивидуальным образом будущего», правда, как правило, это еще не до
конца осознанный образ.
Особенность
мечтаний в том, что они очень персональны, интимны, что влечет за собой их
«скрытость», то есть владелец часто не может поделиться ими с сотрудниками,
подчиненными, а иногда он может даже и не осознавать их наличие.
Трагедия
индивидуальных образов в том, что они мимолетны и касаются только самого
владельца бизнеса. Поэтому, когда он очень плотно вовлекается в конкретные
ситуации работы, то мимолетным, тайным мечтам не остается места в сегодняшнем
дне. И так они отодвигаются все дальше и дальше, и собственная организация уже
ассоциируется не с теми мгновениями счастья из мечты, а с конкретикой, рутиной,
долженствованием и бесконечными текущими проблемами.
Таким
образом, его «индивидуальный образ будущего» так и остается индивидуальным и
будущим. Его мечта вытесняется далеко за рамки реального управления, и руководитель
уже не способен продвигать организацию к своей цели. Он не помнит эту цель, не
знает, как её достичь, да и часто уже не хочет. Он делает очень много текучей
работы и не имеет времени остановиться и спросить себя: «А сделали ли мы то, о
чем я мечтал?».
И
если в случае с собственным бизнесом владелец принимает решение закрыть не
интересующий его бизнес, и организация исчезает или продается другим, то в
случае с дошкольным учреждением руководитель может принять решение выполнять те
задачи, которые ставит вышестоящее начальство, и как можно дольше удержаться в
кресле руководителя. Но развитие из детского садика уходит, остается только
суетливое функционирование. ДОУ и дальше может немного видоизменяться, но не
развиваться. Понятие развития я не буду здесь подробно раскрывать, так как
руководители образовательного учреждения, имеющие педагогическое образование,
наверняка читали труды Выготского, Пиаже и знают основные определения.
Необходимым
условием развития бизнеса является поддержка владельцем этих мгновений, этих
мечтаний об «образах будущего счастья», причем постоянно (необходимо сделать
их периодически реализуемыми в конкретике, обновляемыми) — это сохранит мотивацию к
развитию.
Второе
условие: расширить образы мечтаний за рамки ситуативных и персональных, сделать
производные от этих образов (прототипы) на каждого участника производственного
(в нашем случае — образовательного)
процесса, на каждый этап и на каждый участок. Это сделает их идеологией, привязанной
к конкретной организации. Необходимо выделить из мечты основного руководителя
ключевую ИДЕЮ учреждения, услуги, результата нашего воспитания, взаимоотношений
с родителями и т. д. И превратить эту ИДЕЮ в движущую силу всего ДОУ — вот путь для действительно
активного развития.
Оформление мечты руководителя
С. П.:
Давайте перейдем к практической части книги — реальным процессам создания
стратегии. Строительство будущего дошкольного образовательного учреждения — непрерывный процесс. Но процесс
проектирования образа будущего периодичен. Если вы руководитель детского сада,
то ответьте себе на несколько вопросов, записав на бумагу ответы. Если не
руководитель, то задайте эти вопросы руководителю. Сделайте это в спокойной,
уединенной обстановке. Пишите как можно искренней, это могут быть очень
интимные ответы, потом вы просто их отредактируете до «презентационного» вида.
А сейчас возьмите чистый лист и запишите свои ответы на следующие вопросы:
1.
О
чем я мечтал, соглашаясь на заведование ДОУ? О чем я мечтаю сейчас?
2.
Каким
я вижу в идеале свой детский сад?
3.
Какими
должны быть идеальные услуги моего ДОУ?
4.
Идеальные
работники и «партнеры» — это...
5.
Как
я бы описал свои «идеальные»: организацию, услуги, клиентов (родителей и
детей), стиль работы и принципы ведения дел?
6.
Как
я хотел бы, чтобы мой ДОУ оценили мои работники, конкуренты, значимые близкие,
родители детей, посещающих ДОУ?
Перед
тем как прочитать дальше, ответьте все-таки на предыдущие вопросы. Особенность
этой процедуры заключается именно в том, что вы пишете ВАШИ идеалы, а не переписываете
из педагогических учебников задачи дошкольного образования. Мечта от «надо»
отличается мотивацией, её не надо заставлять добиваться, она сама тянет. Мечта
руководителей учреждения — это
первый источник, определяющий качества, необходимые для развития организации.
Более того, мечта всегда индивидуальна и интимна. Не удивляйтесь, если то, о
чем вы мечтаете, не похоже на все остальные правильные цели. В этой
индивидуальности и вся важность.
С. П.:
Подрядчики, консультанты, внутренние работники часто спрашивают себя: «Почему
многие предложенные мероприятия по реструктуризации бизнеса зачастую не
работают?». Потому, что они направлены лишь на изменение бизнеса. Но несомненно
то, что любые изменения, которые не затрагивают душу и сердце человека,
стоящего во главе бизнеса, обречены на неудачу.
Любые
изменения в мире, в обществе, в бизнесе начинаются изнутри, они начинаются с
нас самих, с наших идей. Приведу пример влияния мечты, внутренней движущей
силы, индивидуальности владельца на стиль бизнеса: Уолт Дисней — основатель величайших проектов
в индустрии отдыха и развлечений. «И хотя Дисней достиг огромного финансового
успеха, его фантазии не были мотивированы меркантильными соображениями. Он
утверждал так: «Единственный путь к созданию этих картин, который мне удалось
найти, требует прежде всего фантазии художников-мультипликаторов; не похоже,
что то же самое могло бы быть со счетоводами или приказчиками. Деньги для
воплощения моих идей — а
скорее их отсутствие — могут
меня беспокоить, но никогда не заставляют слишком сильно волноваться. Крайне
волнуют меня только сами ИДЕИ» (Р. Дилтс «Стратегии Гениев»).
Американец
Майкл Е.Гербер в своей книге «The Е- Myth Revisited» (Harper Business, 1995) еще
более конкретно высказывается о влиянии руководителя на организацию. История
показала, говорит он, что основные проблемы не в бизнесе, проблемы в его
владельце. Чтобы изменить бизнес, владелец сам должен измениться. Поэтому все программы
по развитию, стратегическому планированию, реструктуризации должны начинаться
с владельца бизнеса.
В
случае реальных рыночных отношений влияние индивидуальности владельца бизнеса
на развитие организации является приоритетным. Это в образовании правительство
еще не может откровенно ввести рыночные взаимоотношения. Но по последним
тенденциям видно, что поскольку дошкольное образование не является обязательным
в Российской Федерации, то его услуги рано или поздно станут финансируемыми из
кармана потребителей. А значит и эта сфера станет настоящим бизнесом с
требованиями к качеству услуг, с конкуренцией, с достойной оплатой лидеров рынка
дошкольных образовательных услуг.
Приведу
в данной книге несколько отрывков из конспектов моих семинаров для руководителей
бизнеса. Собственно, для того чтобы рассмотреть процесс развития бизнеса,
необходимо ответить на вопросы: «А почему возникает бизнес?» и «Что это такое
по своей сути?». Что преследует Основатель, когда принимает решение о создании
собственного дела — Деньги?
Престиж? Что-то еще?..
Можно
точно утверждать, что создание бизнеса направлено на удовлетворение
индивидуальных субъективных потребностей его основателя. Очень индивидуальные
ожидания собственников от обладания бизнесом могут быть классифицированы как:
•
финансовые
ожидания;
•
моральные
или психологические ожидания;
•
системные
ожидания.
К
финансовым ожиданиям собственников относится ожидание определенного уровня
доходности (прибыльности) бизнеса, величины курсовой стоимости акций на фондовом
рынке или снижение риска на вложения, или иные финансовые критерии. Финансовые
ожидания по своей сути являются денежным выражением более глубоких или скрытых
мотивов.
Эти
внутренние мотивы выражаются также и в форме моральных или психологических ожиданий,
к которым относится весь спектр неструктурированных желаний собственника,
начиная от желания «быть в числе первых» до желания «сделать мир лучше».
К
системным ожиданиям относятся ожидания определенного результата, который будет
востребован другими элементами системы собственника, то есть рассматриваемая
нами система является частью суперсистемы. Когда у бизнесмена много различных
организаций и он создает вспомогательную структуру для своих же фирм, то это и
есть случай, когда у него будут системные ожидания. Ожидания на особые
характеристики системы и её структуру.
Если
вы руководитель организации, то очень важно понять, что все проблемы вашего
бизнеса связаны с вами.
Если
ваш бизнес неорганизован, значит вы неорганизованны, если ваш бизнес в
беспорядке, значит в вашей душе и сознании царит беспорядок, если ваш бизнес
неряшливый, значит вы — неряха.
Ваш бизнес — точное
отражение того, что вы есть. И если Вы заинтересованы в том, чтобы ваш бизнес
преуспевал, вы должны измениться сами и затем отразить эти изменения в своем
бизнесе.
Поэтому
проблемы того, насколько эффективно вы сможете организовать ваш бизнес, связаны
с проблемами того, насколько эффективно вы сможете организовать себя и свою
жизнь. Прежде чем быть хозяином бизнеса, необходимо стать хозяином своей жизни. Так как ваши ценности, ваши особенности, ваши мечты определяют особенности вашего бизнеса.
Поэтому практическую часть книги мы начали с руководителя ДОУ и его Образа
Будущего, с его Мечты. Мы привели в порядок, оформили её образы.
С Галиной
Александровной мы провели глубинное интервью по вышеприведенным вопросам, после
чего сделали контент — анализ
её образа ДОУ Итак, рассмотрим, что мы получили в случае с ДОУ №9 «Родничок» (далее приведены
только самые значимые критерии описания образа будущего).
Образ
центра развития у руководителя ДОУ
Концепция
развития конкретного садика будет базироваться на представлениях о будущем
развитии детского сада у заведующей и педколлектива дошкольного учреждения.
Желание: в течение пяти лет хочется
развить детский сад «Родничок» в новое образовательное учреждение: «Центр
развития».
Как
себе это представляю?
•
«Дом
радости», в котором глаза детей сияют, а все слова произносятся с любовью.
•
Жизнерадостность
детей.
•
Всё,
что делает ребенок, он делает с душой.
•
Ребенок
не хочет вечером уходить домой.
•
Ребенок
ничего не должен, это мы должны.
•
Заинтересовать
— и ребенок
будет творить.