ОЖИДАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОСТИ — ЧЕТВЕРТЫЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ
Общественность
— это
окружение детского сада, которое имеет с ним какие-то общие дела, общие
взаимоотношения, и эти взаимоотношения влияют на развитие ДОУ. С каждым
элементом общественности (группой людей) складываются свои неповторимые
отношения, которые влияют на формирование общественного мнения о ДОУ
Общественностью ДОУ являются:
•
Воспитатели
и их ближайшее окружение.
•
Коллеги-педагоги
из других дошкольных учреждений.
•
Коллеги-педагоги
из высших и специальных педагогических учреждений.
•
Работники
проверяющих и контролирующих органов ГОРОНО и РУО.
•
Коллеги-педагоги
из школ, в которые поступают воспитанники дошкольного учреждения.
•
Поставщики
продуктов питания.
(Список
может быть продолжен).
Экспертные
оценки и интервью помогли нам выделить основные ожидания этих групп. Мы
представляем вам обобщенные данные об ожидании окружения детских садов, и они
скорее всего могут совпасть с ожиданиями общественности именно в вашем
регионе. Но если вы чувствуете, что ваша общественность отличается, то вам
придется провести дополнительное исследование различных групп общественности.
Мы рекомендуем прибегнуть к помощи специалистов — социологов, психологов,
исследовательских центров.
По
результатам проведенных ранее исследований можно выделить несколько сфер
интересов общественности по отношению к дошкольному учреждению.
Бывает,
что руководитель видит, что в его учреждении не все делается так, как он хочет,
или делается по-другому. Заведующая чувствует, что работники хотят чего-то
другого, и часто руководитель не знает, чего. Для этого и нужно выявить
ожидания такой группы общественности, как «работники».
Работники
дошкольного учреждения
Часто
можно услышать, что в первую очередь работники хотят высокой зарплаты, и это
главное. Это одно из самых распространенных стереотипных заблуждений. Нет,
конечно, работники детских садов хотят достойной зарплаты, но если бы они
хотели только её, то они бы давно ушли в более оплачиваемые места работы. То,
что их заставляет оставаться в дошкольном образовательном учреждении, является
более сильной мотивацией, нежели высокая зарплата. Так чего же они ожидают чаще
всего? Вот перечень ожиданий в порядке приоритетности:
•
признательность,
признание способностей;
•
личностный
рост;
•
материальное
обеспечение;
•
экономия
на обслуживании собственного ребенка в данном ДОУ
Важны также
любовь к своему Делу, признание Призвания.
Работники
отделов народного образования:
•
хотят
обеспечить детей местами в детском саду;
•
хотят
пропагандировать работу дошкольных учреждений;
•
хотят,
чтобы сохранились детские сады и рабочие места для работников;
•
хотят
создать конкуренцию между детскими садами, чтобы стимулировать развитие
качества образования и поддержание надлежащего порядка;
•
хотят
выглядеть более успешными по сравнению с другими районными отделами
образования;
•
при
возрастании самостоятельности ДОУ хотят остаться все-таки нужными.
Коллеги-педагоги других дошкольных учреждений ожидают
увидеть:
•
новинки
в педагогических программах;
•
«изюминки»
в воспитательном процессе;
•
какова
плата за услуги;
•
как
распределяются материальные ресурсы, размер оплаты труда, материальное
обеспечение;
•
способы
получения материальных ресурсов.
Коллеги-педагоги высших
специальных учебных заведений ожидают получить:
•
теоретическое
обоснование педагогического и воспитательного процессов;
•
новинки
в методах и технологиях общения и воспитания детей в дошкольном учреждении.
Коллеги-педагоги
школ (учителя начальных классов,
завуч, директор школы) ожидают оценить:
•
интеллектуальные,
личностные и поведенческие особенности ребенка, его готовность к школьному
обучению;
•
личностный,
творческий и интеллектуальный потенциал конкретного ребенка;
•
новинки
в методах и технологиях обучения и воспитания детей;
•
теоретическое
обоснование педагогического и воспитательного процессов.
Вывод
Обобщая
ожидания различных групп общественности, можно выделить шесть качеств детских
садов, которые важны для каждой группы. Мы специально опускаем «штучные»
ожидания какой-то конкретной группы общественности и приводим только те,
которые интересуют несколько групп.
1.
Общий
фактор — РАЗВИТИЕ,
в который входят ожидания родителей на развитие ребенка, ожидания педагогов на
собственный личностный и профессиональный рост, ожидания детей на «интересную
жизнь» и желание работников РУО развивать качество услуг «своих» ДОУ по отношению
к ДОУ других районов. В этом факторе все группы единодушны — РАЗВИТИЕ
очень желательно.