Вот теперь мы переходим от аналитической части
маркетинговой стратегии — к этапу самоопределения, к пониманию
своей позиции на рынке дошкольных образовательных услуг.
Наиболее распространенное понимание позиционирования
в экономической науке такое:
Позиционирование — это то, как данный товар должен
восприниматься потребителями по отношению к товару конкурентов.
Отчасти данное утверждение мы могли бы назвать
устаревающим, так как за последние десятилетия мы наблюдаем рост важности
торговой марки в маркетинговых отношениях. «Оторванность» торговой марки от
конкретного товара или услуги дала возможность существовать марке самостоятельно
в виде брэнда. Марка, включающая в себя уже несколько товаров, не может
опираться на конкретные отличия одного товара от его конкурентов. Поэтому
действительное отличие этой марки для потребителей уже заключается не просто в
отличии от конкурентов, а в индивидуальном образе, неповторимых характеристиках
этой марки (брэнда). В связи с этим мы понимаем ограниченность понятия
«позиционирование» через отличие только между товарами, относительную
значимость конкурентов.
Более адекватное, современное определение
позиционирования является такое:
ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ — это то, как
конкретный ПРЕДМЕТ ПРОДВИЖЕНИЯ (в нашем случае весь комплекс услуг ДОУ)
отражается, в восприятии потребителей этого предмета, как индивидуальный,
неповторимый, максимально интересный предмет потребления.
Если ваше основание опирается на «четыре ноги»
(на желания родителей и детей; на требование педагогического сообщества; на
устремления и мечты «стратегических» работников ДОУ; на ваши конкурентные
преимущества), то вы будете в самой устойчивой позиции при любых реакциях
рынка.
Именно эта задача — целостно
учесть все ведущие детерминанты рынка для выработки оптимальной и индивидуальной
стратегии — является сильным «вызовом» гениальности стратегов.
Проведя исследования всех четырех факторов развития, приступайте
к постановке задач на развитие и продвижение вашего ДОУ Ищите это гениальное
решение — точку, в которой вы сможете «пересечь» все детерминанты. Найдите,
какие именно характеристики наиболее близки всем этим определяющим развитие ДОУ
тенденциям. Тогда стратегия будет оптимальной для всех рыночных тенденций и
индивидуально ориентированной.
Приведенный рисунок символически передает вам основную идею того,
какие характеристики детского сада вам необходимо выбрать в качестве
отличительных на рынке. Приоритетными должны стать не наиболее важные для
педагогической общественности характеристики ДОУ, и не мечтания руководства, и даже не ожидания родителей, а
только те черты ДОУ, в которых заинтересованы все. Ищите характеристики ДОУ,
которые упоминаются у всех четырех детерминант, далее у трех, у двух и т. д.