РАЗРАБОТКА ПЛАНА
ИЗМЕНЕНИЙ ДОУ
Определение
стратегического позиционирования вашего ДОУ на рынке ставит перед вами задачи
реализовать эти характеристики во всех возможных проявлениях вашей работы. В
маркетинге классическими областями, в которых необходимо реализовывать
позиционирующие характеристики, являются так называемые «4П». Первое «П» — это
Продукт (в нашем случае это услуга для родителей и детей). Второе П — Прайс
(стоимость услуг). Третье — Продвижение
(рекламные и другие методы продвижения, примеры которых мы приведем в
коммуникативной стратегии ниже). Четвертое П — Персонал).
При
разработке плана стратегического развития учреждения необходимо продумать
мероприятия, которые помогут изменить каждое из этих П в сторону качеств позиционирования.
Для
ДОУ № 9 важно было сначала сконцентрировать
все свои усилия на формирование процессов РАЗВИТИЯ в ДОУ. После этого сделать
выразительной ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ персонала и постоянно демонстрировать
НОВИНКИ.
Г. А.: Как только
маркетинговая стратегия выстроена, у руководителя начинает болеть голова: как
сделать так, чтобы весь коллектив двигался в одном направлении?
Вот
тут-то и важна единая идеология ДОУ Для этого в коллективе должны быть выработаны
своя философия (конкретные ценности коллектива), своя политика (внутренняя и
внешняя), определена миссия ДОУ (для каких оно детей, и что эти дети от него
получат). А каждый работник, независимо, какую должность он занимает, должен
заботиться о престиже своего учреждения.
Г. А.: С момента
формирования в ДОУ маркетинговой стратегии прошло несколько лет. Теперь я могу
оценить, что мы от этого получили.
Во-первых, достижение
хорошее понимание с родителями, которые не на словах, а на деле стали
полноправными участниками учебно-воспитательного процесса.
Во-вторых, мы создали
общий имидж своего учреждения как развивающего и развивающегося. В-третьих, в коллективе
сформировался «образ будущего» нашего ДОХ и мы постоянно корректируем его. Но
главное достижение во всем этом движении — единство
идеологии всего коллектива. Каждый стал понимать, что в общем деле нет
мелочей. Кем бы ты ни работал, значимо каждое твое слово, тон, манера общения
и добросовестное отношение к своему делу. За семь лет мы не только достигли
взаимопонимания с родителями, создали имидж детского сада и сформировали образ
будущего для дошкольного образовательного учреждения, но добились главного
результата — единства идеологии всего коллектива. Я считаю,
что ожидания построить детский сад, который можно было бы смело назвать «Дом
радости для детей», оправдались потому, что каждый из нас чувствовал свою
причастность к общему делу и ответственность за свой конкретный участок работы.
У
педагогического коллектива есть план стратегического развития на ближайшие
пять лет, который делится на этапы по годам, но есть и задумки, новые идеи на
будущее. План воспитательно-образовательного процесса насыщен и расписан на
каждый день, и для нас очень важно, чтобы всё задуманное выполнялось неформально,
но своевременно. Это ещё один показатель стабильности дошкольного учреждения.
В этом отношении мне бы хотелось отметить целеустремлённость и
работоспособность коллектива, его деловитость и надёжность. Новички удивляются,
насколько въедливо мы обсуждаем каждую проблему, и при этом каждый чувствует
свою значимость и вносит свои предложения и коррективы.
Сегодня
в коллективе каждый может взять на себя ответственность за порученное дело и
самостоятельно организовать его. Все важные решения принимаются коллегиально,
распределяется ответственность. Поручения коллектива выполняются самостоятельно
и добросовестно.
«Правила
внутреннего распорядка в ДОУ» давно уже переработаны так, что стали для каждого
«кодексом чести».
Основная
задача руководителя на пути к совершенствованию — взращивание и
сохранение своих уникальных педагогических кадров.
Теперь
кредо нашего коллектива: «Развивая ребёнка, развивайся сам». А основная забота
руководителя — забота о своих людях. Деловитая обстановка в
коллективе не даёт возможности задерживаться здесь случайным людям — работать
нужно с полной отдачей, творчески, и не каждому это под силу. Кроме того, есть
ещё одно требование — постоянное самосовершенствование. Вектор на
развитие имеет как минимум три координаты: «люди», «технологии», «процессы», и
успех любого образовательного учреждения будет зависеть от высоких достижений
всех трёх категорий.
Совсем
недавно я не могла об этом даже мечтать, а сегодня я ловлю себя на ощущении,
что все делается само собой. Как руководитель я получаю от этого огромное удовольствие
и радуюсь тому, как растут мои сотрудники.
Те
сотрудники, которые учатся со скоростью развития учреждения, будут продолжать
себя чувствовать «у дел», они всегда будут востребованы. Повышая квалификацию,
педагоги, кроме курса «Развивающая система обучения», прошли индивидуальные и
групповые психологические тренинги успеха и профессиональной компетентности.
Люди должны были преодолеть свой внутренний психологический барьер. Чтобы быть
готовыми к требованиям маркетинга, воспитателям нужно было в первую очередь
научиться принимать родителей и детей такими, какие они есть, и поверить в свои
возможности и способности.
Я
убеждена, для тех управленцев, кто хочет, чтобы его организация надежно и
стабильно развивалась, осваивать маркетинговую стратегию просто необходимо. Это
позволит коллективу проявить свою уникальность и неповторимость.
Рынок
диктует свои условия, от этого уже никуда не денешься.
ОБРАЗЦЫ РАЗРАБОТАННОЙ СТРАТЕГИИ
Мы
приведем здесь в виде примеров конкретные ходы, осуществленные в первые годы
после создания стратегии. Последние разработки для ДОУ №9 пока
еще составляет коммерческую тайну данного учреждения, его реальное «ноу-хау».
Цели:
1. Привлечь новые
семьи, дети которых будут посещать детский сад.
2.
Развить
приверженность у родителей, дети которых уже посещают данный детский сад.
Анализ
ситуации
Дошкольное
учреждение №9 функционирует с февраля 1991г. Общее количество
воспитанников составляет 180 человек. В дошкольное учреждение
принимаются дети от 1,5 до 7 лет без
специального отбора. Детский сад расположен в микрорайоне «Аэропорт», где много
новостроящихся домов. В микрорайоне действуют 5 детских
дошкольных учреждений.
Осенью
1998 года детский сад не был заполнен полностью
детьми, поэтому необходимо было сокращать штат работников детского сада. Данная
недоукомплектованность была вызвана финансовым кризисом в стране: родители, не
имеющие возможностей оплачивать услуги дошкольного учреждения, вынуждены были
перевести детей в более дешевые детские сады или оставлять их дома.
На
сегодняшний момент ситуация в детском саду стабилизировалась. Однако с
повышением оплаты за детский сад возможно возобновление проблемы удержания
родителей.
Анализ
ситуации свидетельствует о первоочередной цели — это удержание
уже имеющихся семей (развитие приверженности детскому саду при повышении
оплаты), но постоянно нужно удерживать и другую цель — привлечение
новых родителей. Данная цель актуальна в ситуациях:
•
в
начале нового учебного года;
•
при
повышении платы за детский сад.
Выводы
1.
Возможен
постоянный приток новых семей в связи с вновь сдающимися домами.
2.
Наличествует
жесткая конкуренция среди дошкольных учреждений (негласная) за получение и
удержание новых семей с детьми.
3.
В
микрорайоне «Аэропорт» население делится на два основных класса:
•
жители,
получившие квартиры в эпоху с 1987 — 1993
годы.
•
жители,
купившие квартиры самостоятельно.
Регион
воздействия
Регион
коммуникационного воздействия: г. Красноярск.
Как
правило, ребенка отдают в детский сад в своем городе (нет иногородних детей),
наличие транспорта и желание водить ребенка в особенный детский сад у
родителей позволяет детскому саду принимать детей из другого района города.
Стратегия
коммуникативного воздействия
Всю
стратегию коммуникативного воздействия в общем смысле можно описать в такой
последовательности:
1.
Формирование
наглядности результатов педагогического процесса.
2.
Выработка
каналов взаимодействия воспитателей с родителями.
3.
Принятие
нового названия «Центр Развития».
4.
Формирование
приверженности «Центру Развития».
5.
Пропаганда
центра в общегородских масштабах.
6.
Привлечение
новых потребителей.
В
данной логике развития есть как и положительные моменты (например, наличие
системы распределения детей по детским садам, отсутствие традиций выбирать детские
сады), так и сложности (неоформленность внешнего названия и статуса «Центра
Развития», отсутствие свободных средств у ДОУ).
В
связи с этим появляются дополнительные задачи некоммуникационного характера, о
которых мы считаем необходимым упомянуть, так как их решение определяет не
только динамику, но и саму возможность решения некоторых коммуникационных
задач.
В
данной таблице мы приводим задачи коммуникативного воздействия в той
последовательности, в которой их необходимо решать, а также рекомендуемые
средства достижения этих задач, список которых в конкретной ситуации может
быть дополнен в связи с особенностями рынка «пропаганды» конкретного города.